Если вы планируете работать в сфере физической культуры, спортивного менеджмента или в любой другой смежной отрасли, вам крайне важно получить официальное разрешение, чтобы обеспечить соблюдение правовых норм. Процедура получения такого разрешения включает в себя выполнение нескольких условий, установленных регулирующими органами, и несоблюдение этих условий может привести к штрафам или приостановке деятельности. Ниже приведены конкретные шаги, которые необходимо выполнить, и ключевые критерии, которые следует учитывать перед подачей заявки.
Критерии приемлемости : Прежде чем подавать заявку, проверьте, соответствует ли ваша организация или отдельные специалисты необходимым условиям. К ним относятся соблюдение местных законов, наличие квалифицированного персонала и соответствующих объектов для предполагаемой деятельности. Кроме того, орган, ответственный за выдачу разрешений, оценит вашу финансовую стабильность и соответствие отраслевым стандартам.
Пошаговый процесс: Начните со сбора всей необходимой документации, такой как подтверждение квалификации, инспекция объекта и страховое покрытие. Подайте заявку в уполномоченный орган, который оценит ваши полномочия и определит, соответствуют ли они отраслевым стандартам. Во избежание задержек очень важно убедиться в том, что ваша заявка полностью заполнена.
Важные соображения Обратите внимание на различия в требованиях в разных регионах. В то время как в одних регионах действуют стандартные правила, в других могут быть введены дополнительные условия в зависимости от характера деятельности. Прежде чем приступить к работе, рекомендуется проконсультироваться с экспертами в данной области, чтобы убедиться, что вы отвечаете всем местным и национальным стандартам.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2023 года.
В связи с принятием данного закона вводится ряд особых требований, которые должны соблюдаться всеми организациями, участвующими в регулируемых операциях. Начиная с указанной даты, все стороны должны обеспечить полное соблюдение изложенных положений, чтобы избежать возможных санкций. Несоблюдение требований может привести к приостановке или прекращению действия соответствующих разрешений. Ниже приведены ключевые шаги, которые необходимо учесть:
Основные даты для соблюдения
- Закон будет применяться ко всем видам деятельности с 1 января 2023 года.
- К этой дате организации должны убедиться, что их внутренние процессы и сертификаты соответствуют новым правилам.
- Лицензии, выданные до этой даты, будут подпадать под действие новых правил при их следующем продлении.
Подготовка к переходу
- Изучите обновленные правила, чтобы выявить все изменения в операционных требованиях.
- Убедитесь, что все необходимые изменения внесены в новую нормативно-правовую базу до истечения установленного срока.
- Проконсультируйтесь с юридическими консультантами или регулирующими органами для подтверждения стратегии соответствия.
2. Наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы подготовки, должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 мая 2023 г. с учетом следующих положений:
Организации обязаны привести свои уставные документы, в том числе уставы, в соответствие с изменившимся федеральным законом, обеспечив соблюдение следующих требований:
- Название организации должно четко отражать ее цели в соответствии с образовательными стандартами, установленными федеральным законом.
- В уставе должен быть указан точный объем предоставляемых услуг, четко прописаны дополнительные образовательные программы по физической культуре, спорту и профильному обучению.
- Все изменения и дополнения к уставу должны соответствовать принципам Федерального закона, обеспечивая прозрачность и соответствие государственным образовательным стандартам.
- Внутренние документы организации должны соответствовать положениям законодательства в части реализации образовательных программ и учебных модулей по физической культуре и спорту.
- В документах должны быть четко прописаны обязанности и порядок отчетности и подотчетности в рамках оказания образовательных услуг по физической культуре и спортивной подготовке.
Организации, не успевшие обновить уставные документы к установленному сроку, рискуют не соответствовать федеральным образовательным стандартам и могут быть подвергнуты юридическим и административным санкциям. Очень важно проверить соответствие всех поправок последним изменениям в федеральном законодательстве, чтобы обеспечить полное соответствие требованиям законодательства к указанному сроку.
1) Организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели своей деятельности, должны быть перепрофилированы в учреждения дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;
Организации, основной миссией которых являются программы спортивной подготовки, должны обновить свой юридический статус и операционный брендинг. Эти организации должны получить статус учреждений дополнительного образования, что отражает их роль в предоставлении дополнительных образовательных услуг, выходящих за рамки стандартной школьной программы. Официальное название «спортивная школа» должно использоваться в соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность образовательных организаций.
Согласно действующим правилам, переход на это наименование обязателен для организаций, специализирующихся на специализированных программах физического развития. Переход в категорию «спортивных школ» позволяет этим учреждениям получить признание в образовательном секторе, что повышает их легитимность и доступ к государственному финансированию программ спортивной направленности.
Чтобы соответствовать этим правилам, организация должна представить в соответствующие органы образования обновленный устав, гарантирующий, что ее миссия, цели и объем услуг четко определены в рамках новой классификации. Кроме того, все тренировочные программы должны соответствовать стандартам, установленным Министерством образования или аналогичным органом управления, что гарантирует, что они вносят вклад в более широкую образовательную систему, а не работают исключительно как развлекательные или профессиональные тренировочные центры.
Такая реклассификация не только влияет на названия, но и требует изменений в операционной и финансовой структурах, поскольку теперь организации будут подчиняться правилам и нормам, относящимся к образовательным учреждениям. Конкретные требования могут варьироваться в зависимости от региона, но обычно они включают в себя принятие учебных программ, соответствующих признанным образовательным стандартам, и внедрение официальных процессов сертификации тренеров и инструкторов.
2) Организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели своей деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования с конкретным наименованием «спортивная школа»;
Организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, должны переквалифицироваться в образовательные учреждения. В соответствии с изменениями в законодательстве им необходимо принять обозначение «спортивная школа». Такое переименование обеспечивает соответствие действующим стандартам для организаций, осуществляющих специализированную подготовку за рамками стандартного образования. Обозначение «спортивная школа» должно использоваться исключительно для программ, направленных на развитие спортивных навыков и подготовку студентов к профессиональной спортивной карьере.
Для реализации этого изменения учебные заведения должны сначала обновить свою внутреннюю документацию, включая устав и организационную структуру. Затем они должны подать заявку на перерегистрацию в соответствующие органы образования, обеспечив себе новый статус учебного заведения, ориентированного на спорт. Это включает в себя представление пересмотренной учебной программы, соответствующей критериям спортивных школ, и получение одобрения от соответствующих органов лицензирования образования.
После перерегистрации на эти учебные заведения будут распространяться особые правила, касающиеся содержания учебных программ, квалификации преподавателей и стандартов оснащения, установленных для спортивных школ. Эти стандарты могут предусматривать периодические оценки и процедуры аккредитации для подтверждения соответствия учреждения требованиям к качеству образования и подготовки в области физической культуры и спорта.
Важно отметить, что существующим организациям может потребоваться значительная реструктуризация, чтобы соответствовать новым требованиям. Это включает в себя корректировку педагогических подходов, подготовку персонала и распределение ресурсов в соответствии с образовательной моделью «спортивной школы». Учреждениям, которые не переименуются или не будут соответствовать этим правилам, грозят штрафные санкции, включая потерю образовательного статуса или приостановку деятельности.
3) Организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели своей деятельности, могут быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа».
Организации, занимающиеся дополнительными программами обучения и развития в области физической культуры и спорта, могут выбрать ребрендинг в качестве «спортивных школ». Такое переименование позволяет более четко соответствовать образовательным стандартам и отражает их основную направленность на физическое воспитание, а не на коммерческую или рекреационную деятельность. Такая реорганизация также обеспечивает более официальную структуру, которая может помочь привлечь потенциальных студентов и финансирование со стороны образовательных учреждений или государственных органов.
Процедура переименования
Процесс переименования требует, чтобы организация подала запрос в соответствующий орган образования. Учебное заведение должно доказать, что его программы соответствуют стандартам дополнительного образования. В том числе доказать, что основной целью является целостное развитие личности через физическую культуру и спорт. После получения разрешения организация может на законных основаниях использовать название «Спортивная школа» в своих официальных документах, маркетинговых материалах и образовательных предложениях.
Преимущества ребрендинга
Переименование организации в «Спортивную школу» повышает ее авторитет и узнаваемость в образовательном секторе. Этот статус открывает доступ к государственной поддержке и признанию в качестве поставщика структурированного, специализированного образования в области физического развития. Кроме того, это дает возможность выйти на новые рынки и привлечь более широкий круг участников, которые стремятся получить формальное образование в области спорта.
3. Программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, реализуемые в Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона, идентичны по наименованиям дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Программы спортивной подготовки и дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, реализуемые в Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются идентичными по своим наименованиям дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. К ним относятся как программы, направленные на развитие специальных спортивных навыков, так и программы, предназначенные для ранней специализации и подготовки к профессиональной спортивной карьере.
Эти программы должны соответствовать образовательным стандартам, установленным соответствующими органами власти, и быть согласованы с национальной системой образования. При реализации таких программ организации должны обеспечить их соответствие установленным критериям по содержанию, продолжительности и квалификационным уровням, которые были установлены действующими нормативными актами до вступления в силу нового закона. Кроме того, они должны поддерживать надлежащий уровень академической и практической подготовки, необходимой спортсменам для развития своих дисциплин.
Для организаций, уже реализовавших эти программы до вступления в силу нового закона, переход на соответствие обновленной нормативно-правовой базе должен включать минимальные изменения, в основном связанные с процедурами документирования и отчетности. Однако они должны убедиться, что программы по-прежнему отвечают всем требованиям к образованию и подготовке, предоставляя участникам необходимые навыки и знания для достижения успеха в соревновательной среде.
Учебным заведениям и тренировочным центрам необходимо обновить свои учебные программы с учетом новых стандартов, которые могут появиться после вступления в силу Федерального закона. Любые изменения в этих программах должны быть реализованы в соответствии с положениями закона, чтобы избежать любых расхождений и обеспечить непрерывность образовательного процесса для тех, кто уже зачислен на программы спортивной подготовки.
4. Организации, реализующие программы спортивной подготовки и дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до 1 мая 2023 года
Организации, осуществляющие спортивную подготовку и реализующие предпрофессиональные программы, должны обеспечить полное соответствие требованиям Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с внесенными изменениями. Корректировка образовательных процессов должна быть завершена не позднее 1 мая 2023 года. Эти организации должны придерживаться стандартов и правил, указанных в законе, обеспечивая соответствие учебных планов, кадрового состава и материально-технической базы необходимым критериям, установленным обновленным законодательством.
Основные шаги по обеспечению соответствия
Чтобы добиться соответствия, необходимо выполнить следующие шаги:
- Пересмотрите и пересмотрите существующие образовательные программы, чтобы привести их в соответствие с обновленными федеральными правилами.
- Убедитесь, что квалификация преподавателей соответствует новым критериям, установленным законом.
- Обновите учебные материалы и методы, чтобы отразить изменения в законодательных требованиях.
- Аудит физических объектов для подтверждения их соответствия стандартам безопасности и доступности в соответствии с новой нормативно-правовой базой.
Нормативная документация
Каждая организация должна собрать и предоставить в соответствующие органы необходимую документацию, подтверждающую, что ее образовательные программы соответствуют стандартам, изложенным в Федеральном законе. Это включает в себя обновленные учебные планы, сертификаты сотрудников и подтверждение соответствия стандартам физической инфраструктуры.
Неспособность привести образовательную практику в соответствие с законом к указанному сроку может привести к административным штрафам или приостановке образовательной деятельности. Все заинтересованные стороны должны быть проинформированы о предстоящих изменениях и их обязанностях по обеспечению соответствия.
5. Организации, реализующие программы спортивной подготовки на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны получить образовательную лицензию не позднее 1 сентября 2023 года.
5. Организации, реализующие программы спортивной подготовки на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны получить образовательную лицензию не позднее 1 сентября 2023 года.
Организации, которые в настоящее время предлагают программы спортивной подготовки, должны обеспечить соответствие образовательным стандартам, получив лицензию на образовательную деятельность. Это необходимо сделать до 1 сентября 2023 года, как указано в новых правилах. Процесс включает в себя подачу заявления в соответствующий регулирующий орган, а также необходимых документов, подтверждающих способность организации предоставлять формальное образование в области спортивной подготовки.
Основные шаги для получения лицензии
1. Проверка соответствия требованиям: Подтвердите, что предлагаемые программы соответствуют стандартам, установленным Министерством образования и другими соответствующими органами.
2. Подать заявку: Предоставьте подробную информацию об организации, включая ее структуру, учебный план, материально-техническую базу и квалификацию персонала.
3. Провести инспекцию: Регулирующий орган может провести проверку на месте, чтобы оценить соответствие образовательным нормам.
Последствия несоблюдения требований
Неполучение требуемой лицензии в установленный срок приведет к приостановке образовательных программ до достижения соответствия. Это может привести к значительным сбоям в работе и юридическим последствиям для организации.
6. Временная лицензия на образовательную деятельность
До получения постоянного разрешения на осуществление образовательных функций организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, могут осуществлять образовательные программы на основании временной лицензии. Данная лицензия выдается лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Срок действия временной лицензии — до 1 сентября 2023 года.
Организации, подпадающие под это положение, должны обеспечить соблюдение всех требований, установленных лицензирующим органом в период действия временной лицензии. Важно следить за датой истечения срока действия временной лицензии и представить необходимые документы для получения полной лицензии до 1 сентября 2023 года, чтобы избежать сбоев в работе.
Временная лицензия позволяет продолжать образовательную деятельность на тех же условиях, что и полная лицензия, обеспечивая бесперебойное предоставление образовательных услуг. Однако организациям необходимо подать заявку на получение постоянной лицензии заблаговременно, чтобы обеспечить плавный переход и сохранить полную юридическую силу своих образовательных услуг после истечения срока действия временной лицензии.
7. Лица, проходящие обучение по программам спортивной подготовки или обучающиеся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются зачисленными на соответствующий этап спортивной подготовки по соответствующим дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с момента выдачи временной лицензии организации, реализующей соответствующую программу. К таким лицам применяются права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно действующему законодательству, лица, поступившие на спортивную подготовку или на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам до дня вступления в силу настоящего закона, имеют определенные правовые гарантии. После выдачи временной лицензии соответствующей организации они автоматически считаются зачисленными на соответствующий этап подготовки, согласно действующим образовательным программам спортивной подготовки.
Применение прав и обязанностей
На них распространяются те же права и обязанности, что и на обучающихся по дополнительным программам спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании» и Федеральным законом «О физической культуре и спорте». Это и доступ к необходимым ресурсам, и образовательные стандарты, и требования к программам, обеспечивающие соответствие тренировочного процесса действующей законодательной базе.
Временные лицензии для образовательных организаций
Для организаций, предоставляющих данные образовательные услуги, выдача временной лицензии является важным шагом для обеспечения соответствия новой правовой структуре. Это позволит им продолжать предлагать программы уже зачисленным лицам, обеспечивая непрерывность их спортивной подготовки и образовательного развития до полного перехода на новые правила.
8. Лица, работавшие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в качестве тренеров до вступления в силу настоящего Федерального закона, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-инструктора или старшего тренера-инструктора, определенные номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Указанный перевод должен быть осуществлен не позднее 1 сентября 2023 года, но не ранее момента получения организациями временной лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, при условии, что указанные лица не имеют ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Переход тренеров на должности тренера-инструктора или старшего тренера-инструктора является обязательным и должен осуществляться с письменного согласия заинтересованных лиц. Очень важно, чтобы до перехода соответствующие организации получили временную образовательную лицензию по соответствующим образовательным программам. Ключевым требованием является отсутствие каких-либо законодательных ограничений на возможность этих лиц заниматься педагогической деятельностью. Крайним сроком для такого перевода является 1 сентября 2023 года, что гарантирует завершение процесса в указанные сроки. Данное изменение является частью приведения профессиональных ролей в образовательных учреждениях, реализующих программы спортивной подготовки, в соответствие с обновленной нормативной базой.
9. Периоды работы в должности тренера для лиц, переведенных на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, засчитываются в педагогический стаж.
9. Периоды работы в должности тренера для лиц, переведенных на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, засчитываются в педагогический стаж.
Время работы в качестве тренера, предшествующее переводу на такие должности, как тренер-преподаватель или старший тренер-преподаватель, считается действительным опытом преподавания. Этот период полностью учитывается при расчете необходимого стажа преподавания для целей сертификации или лицензирования в образовательных и учебных заведениях. Очень важно, чтобы переход между этими ролями был хорошо задокументирован, поскольку опыт работы тренером напрямую влияет на общий срок карьеры преподавателя.
Для людей, стремящихся соответствовать квалификационным критериям для занятия должности преподавателя, стаж работы в роли коуча должен быть отражен с указанием конкретных видов деятельности и обязанностей, которые соответствуют образовательным стандартам. Практика наставничества, даже если изначально она не была обозначена как функция преподавания, признается неотъемлемой частью развития педагогических навыков и компетенций, что позволяет включить ее в зачет профессионального опыта.
Рекомендуется вести тщательный учет всех мероприятий, связанных с тренерской деятельностью, сертификаций и пройденных курсов повышения квалификации, поскольку они будут подтверждать утверждение о наличии опыта преподавания. Сюда также относится любая формальная преподавательская или наставническая деятельность, осуществляемая в роли коуча.
10. Лица, назначенные на должности тренера-инструктора или старшего тренера-инструктора, должны пройти сертификацию для подтверждения соответствия педагогической квалификации, требуемой для этих должностей, не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет после назначения на соответствующие преподавательские должности.
Тренеры, назначенные на такие должности, как тренер-инструктор или старший тренер-инструктор, должны пройти процедуру сертификации, которая оценивает их профессиональную компетентность. Эта сертификация необходима для подтверждения их квалификации на занимаемых ими должностях в учебных заведениях. Сертификация должна проводиться не менее чем через два года после назначения, но не позднее чем через пять лет после официального назначения на должность.
Сроки проведения аттестации
- Первая сертификация может быть проведена только через два года после назначения на должность.
- Процесс сертификации должен быть завершен в течение пяти лет с момента назначения.
- Если человек не пройдет сертификацию в установленный срок, его квалификационный статус может быть поставлен под сомнение, что повлияет на его трудоустройство или способность выполнять свои обязанности.
Критерии сертификации
- Сертифицированные лица должны продемонстрировать свою педагогическую квалификацию и способность выполнять свои обязанности в учебной и образовательной среде.
- Претенденты должны будут предоставить доказательства постоянного профессионального развития и вклада в образовательную сферу в течение срока пребывания в должности.
- Процесс аттестации будет включать оценки, основанные на установленных образовательных стандартах и специальных требованиях к тренерским позициям.
Неспособность выполнить требования сертификации в указанные сроки может привести к переоценке роли человека, что может потребовать повторного назначения или перевода на другие должности. Очень важно, чтобы все тренеры после назначения на должность знали о сроках сертификации для соблюдения институциональных правил и профессиональных стандартов.
11. Лица, переведенные на должности тренера-инструктора, старшего тренера-инструктора и имеющие тренерские квалификационные категории, признаются имеющими педагогические квалификационные категории в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.
Тренеры, имеющие отдельные категории в области физической культуры, получают статус педагогических работников при выполнении ими условий, установленных соответствующими органами. Присвоение статуса осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере образования, по согласованию с органом, осуществляющим управление в области физической культуры и спорта. Ниже приведены основные моменты, касающиеся этого процесса:
- Тренеры, имеющие признанные категории: тренер-инструктор или старший тренер-инструктор, имеют право на отнесение к педагогическим работникам при условии соответствия их квалификации стандартам в области образования.
- Эта классификация распространяется на лиц, отвечающих профессиональным критериям, установленным федеральными органами и соответствующими органами управления образованием.
- Признание тренерских квалификаций педагогическими требует согласования между федеральными министерствами, отвечающими за образование и физическую культуру.
Ключевые шаги к признанию:
- Убедитесь, что тренер соответствует квалификационным требованиям к тренерской категории, установленным федеральным органом исполнительной власти.
- Убедитесь в том, что квалификация соответствует требованиям к образованию, установленным соответствующим федеральным органом управления образованием.
- Получение разрешения федерального органа исполнительной власти по физической культуре для оформления процесса признания.
Квалификационные категории тренеров напрямую влияют на их признание в качестве педагогов-профессионалов, что имеет большое значение для карьерного роста и профессионального развития в системе образования.
12. С 1 января 2023 года до 1 января 2025 года при наличии решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, принятого в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2020 г. 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», организация спортивной подготовки в Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 34. 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», осуществляется на основе государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Отбор таких организаций осуществляется с использованием методов определения поставщиков услуг в социальной сфере, в том числе методов отбора таких поставщиков услуг, установленных Федеральным законом от 13 июля 2020 г. 189-ФЗ.
Процесс государственного заказа: Этот процесс предполагает определение и отбор поставщиков услуг на конкурсной основе, основанной на принципах, изложенных в законах о социальном заказе. Эти поставщики услуг должны соответствовать определенным критериям, установленным социальным заказом, и предлагать образовательные программы спортивной подготовки, как это предусмотрено соответствующими федеральными законами. Реализация спортивной подготовки в рамках данного заказа зависит от наличия соответствующих ресурсов, а также от соблюдения установленных правил для таких программ.
Основные требования к организациям: Организации, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, должны обеспечить соответствие своих программ требованиям, установленным государственным или муниципальным социальным заказом. Это включает в себя соблюдение стандартов качества подготовки, а также операционную и финансовую прозрачность, необходимую для эффективного оказания услуг. Организации также должны продемонстрировать свою способность удовлетворять образовательные потребности, указанные в государственном социальном заказе.
Продолжительность и сфера действия: Срок действия данной рамочной программы — с 1 января 2023 года по 1 января 2025 года, что обеспечивает определенный временной промежуток для подачи организациями заявок на участие в государственном социальном заказе. Этот период позволяет привести услуги в соответствие с государственными стратегиями, направленными на развитие спортивной подготовки по всей стране, особенно в контексте социальных услуг.
Критерии отбора: Методы отбора поставщиков услуг в рамках данной системы четко прописаны в Федеральном законе 189-ФЗ. Это включает в себя открытый и прозрачный процесс отбора, обеспечивающий выбор наиболее квалифицированных организаций на основе их способности соответствовать образовательным и операционным стандартам, необходимым для эффективного осуществления программ спортивной подготовки.
(Раздел 12 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 568-ФЗ)
В статье 12 Федерального закона 568-ФЗ, принятого 28 декабря 2022 года, изложены новые положения для организаций, занимающихся физической культурой и спортом. В частности, он обязывает все организации, предоставляющие услуги в области спорта, соблюдать ряд обновленных требований к их деятельности, квалификации и контролю.
Закон устанавливает новый процесс сертификации объектов, предоставляющих такие услуги. Чтобы получить необходимую аккредитацию, все операторы должны продемонстрировать свое соответствие новым стандартам безопасности и нормативным требованиям. Это включает в себя подтверждение того, что персонал обладает необходимой профессиональной подготовкой и квалификацией, с особым акцентом на знания по оказанию первой помощи и предотвращению травм.
Кроме того, измененные правила устанавливают обязательные аудиты, которые будут периодически проводиться соответствующими органами. Организации должны следить за тем, чтобы вся документация была в порядке, а условия предоставления услуг соответствовали установленным законом критериям. Несоблюдение этих стандартов может привести к приостановке или отзыву разрешения на ведение деятельности в данной сфере.
Операторам следует незамедлительно принять меры по изучению последних изменений в законодательстве и обеспечить его соблюдение. Это может включать в себя пересмотр контрактов с сотрудниками, обновление процедур безопасности и переоценку пригодности оборудования. Затрагиваемым сторонам рекомендуется проконсультироваться с экспертами по правовым вопросам, чтобы эффективно ориентироваться в этих изменениях и избежать сбоев в своей деятельности.
13. Лицензирование образовательных программ в области физической культуры и спорта в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также программы спортивной подготовки на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, должны соблюдать особые требования, предусмотренные Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эти правила распространяются как на организации, так и на отдельных тренеров, работающих в этих регионах. Закон обязывает привести существующие программы в соответствие с образовательными стандартами, действующими на территории Российской Федерации.
Учебные центры должны обеспечить соответствие своих программ национальным образовательным стандартам, включающим учебные программы, признанные Министерством образования и науки Российской Федерации. Все сертификаты и квалификации, выданные до вступления в силу данного закона, должны быть переосмыслены на предмет соответствия пересмотренным профессиональным стандартам для тренеров и инструкторов в этих регионах. В частности, лица, работавшие тренерами до вступления закона в силу, должны быть переквалифицированы в тренеров-инструкторов или старших тренеров-инструкторов в соответствии с новой законодательной базой.
Переход сотрудников на новые должности
Согласно новым правилам, тренеры, работающие на этих территориях, которые были приняты на работу до вступления закона в силу, должны перейти на должности, отражающие их новый профессиональный статус. Должность «тренер» будет заменена на более специализированную должность «тренер-инструктор» или «старший тренер-инструктор» для тех, кто продолжает работать в сфере спортивной подготовки. Эта корректировка направлена на стандартизацию квалификаций и обеспечение соответствия федеральным законам об образовании.
Ключевые изменения в законодательстве
Вхождение Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации потребовало обновления нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы образования и профессиональных квалификаций. Поправки к Федеральному закону 273-ФЗ упрощают процесс приведения образовательных программ и профессиональных стандартов на этих территориях в соответствие с российскими. Закон также предусматривает механизм перехода действующих сотрудников на обновленные функции и квалификацию, признанные во всей стране.
(Часть 13 дополнена Федеральным законом от 17 февраля 2023 г. 19-ФЗ)
Новые положения, введенные Федеральным законом 19-ФЗ, налагают дополнительные обязательства на тех, кто обращается за разрешением на эксплуатацию спортивных объектов или оказание сопутствующих услуг. Эти обязанности направлены на обеспечение строгого соблюдения требований безопасности и профессиональных стандартов. Ниже приведены основные изменения:
- Лицензирующие органы: Ответственность за выдачу разрешений теперь расширена и включает в себя новые уполномоченные органы, контролирующие соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.
- Требования к объектам: Заведения теперь должны соответствовать более высоким стандартам доступности, включая установку специализированного оборудования для людей с ограниченными возможностями.
- Квалификация персонала: Персонал должен иметь сертификаты высшего уровня, а постоянное обучение сотрудников теперь является обязательным для поддержания рабочего статуса.
- Инспекции и аудиты: Рутинные проверки были формализованы, установлены определенные интервалы для проверки соответствия. Несоблюдение требований может привести к приостановке деятельности.
- Интеграция технологий: Спортивные сооружения теперь должны внедрять системы мониторинга для отслеживания использования оборудования и обеспечения соблюдения графиков технического обслуживания.
- Требования к страхованию: Расширенное страховое покрытие теперь обязательно для всех организаций, участвующих в мероприятиях с повышенным риском, таких как экстремальные виды спорта или мероприятия с высоким уровнем контакта.
Организации должны соблюдать эти требования, чтобы избежать возможных юридических или финансовых последствий. Необходимо регулярно следить за обновлениями, поступающими от соответствующих лицензирующих органов, чтобы оставаться в соответствии с меняющимися правилами.