Ассаламу алейкум . Не разрешается легкомысленно брать кредит, особенно если он обременяет человека и приводит к пренебрежению другими обязательствами. Посланник Аллаха ﷺ, как сообщается со слов Абу Саида аль-Худри, отказался совершить погребальную молитву за человека, оставившего после себя неоплаченные финансовые обязательства, что свидетельствует о серьезности оставления долгов без внимания.
Первое: избегайте брать в долг, кроме как в случае необходимости. Согласно достоверному повествованию, Пророк ﷺ искал защиты как от обременения себя обязательствами, так и от трусости, сказав: «اللهم إني أعوذ بك من المأثم والمغرم» («О Аллах, я ищу у Тебя убежища от греха и тяжелых обязанностей»). Эта мольба учит тому, что брать в долг не следует по привычке или из жадности. Необходимо оценить, чем вызвана просьба — реальными трудностями или снисхождением.
Второе: когда возникает необходимость взять кредит, четко оформите его. Как сказано в суре Аль-Бакара (2:282), самое подробное повеление в Коране касается записи обязательств, указания свидетелей и условий. Это не факультатив — это божественное указание. Письменное соглашение уменьшает количество будущих споров и защищает права обеих сторон.
Третье: никогда не откладывайте выплату долга, если есть такая возможность. Говорят, что лучшие из людей — это те, кто возвращает долг быстро и с хорошим характером. Отсрочка платежа без причины — это форма несправедливости. В одном из видеороликов авторитетного ученого подчеркивается, что даже если сумма кажется небольшой, небрежность свидетельствует о пренебрежении правами других людей и Аллаха.
Чтобы освободиться от обязательств, постоянно обращайтесь за помощью к Аллаху. Произносите ду’а: «Аллахумма инни а’удху бика миналь-ма’там валь-маграм». Если у вас есть возможность помочь другому мусульманину, знайте, что поддержка того, кто несет финансовое бремя, приносит огромную награду. Пророк ﷺ сказал: «Кто избавит верующего от одной из трудностей этого мира, Аллах избавит его от одной из трудностей Дня воскресения».
Посещая масджид, помните о тех, кто молча несет бремя. Тихий вклад, пусть даже не золотой, может стать для кого-то разницей между облегчением и отчаянием. Поощряйте местные общины к созданию прозрачных механизмов поддержки, не просто благотворительности, а систем структурированной, беспроцентной помощи.
Не будьте человеком, который обещает вернуть долг, но не может этого сделать из-за халатности. Долги — это не просто финансовый вопрос; они влияют на положение человека как в этой жизни, так и в будущей. Тот, кто оставляет за собой нерешенные обязательства, обнаружит, что они не исчезают — они переходят в шкалу деяний. Как сообщает аль-Худри, даже Пророк ﷺ откладывал молитву над тем, кто не расплатился со своими долгами, — это показывает, что обязательства не забываются даже самыми лучшими людьми.
Пусть Аллах дарует вам и мусульманской умме полную свободу от всех тягот и наделит нас мудростью избегать ненужных займов. Истинное богатство — не в имуществе, а в довольстве и умении сказать «нет», когда это лучше для ахира. Это путь вперед не только для отдельного человека, но и для силы наших общин.
Практические шаги для решения проблемы даина по шариату
Приоритет отдавайте немедленному погашению долга, если причитающаяся сумма доступна. Откладывание без необходимости противоречит духу справедливости, подчеркнутому в аяте. Как сказал Посланник, душа остается в подвешенном состоянии, пока обязательство не будет выполнено. Поэтому отсрочка — это серьезный вопрос, не просто сделка, а моральный груз.
Основные действия для освобождения от финансовых обязательств
- Оцените все текущие обязательства и классифицируйте их по степени срочности. Выплатите те, которые связаны с правами людей, раньше других.
- Превратите несрочные покупки в сбережения для погашения долга. Избегайте ненужных расходов, вызванных жадностью или социальным давлением.
- Ищите только законные каналы дохода — все, что получено с помощью харама, лишает цель погашения долга.
- Четко записывайте все операции. Если вас подведет память, такая ясность защитит и вас, и другого человека.
Духовные меры для облегчения состояния
- Обращайтесь к известным мольбам Пророка о снятии бремени. Перевод одной из аутентичных фраз звучит следующим образом: «О Аллах, я ищу у Тебя убежища от беспокойства, печали, неспособности, лени, скупости, трусости, бремени обязательств и от того, что меня одолевают другие».
- Регулярно оказывайте благотворительность — даже небольшую. Это привлекает божественную помощь, как сказано в различных ахадисах.
- Молитесь в последней трети ночи, прося Аллаха о полном облегчении и защите от повторных заимствований.
В одном из видеороликов, которым поделился один ученый, рассказывается о ярком случае, когда постоянная садакха привела к неожиданной поддержке из неизвестных источников. Такие истории демонстрируют реальность божественной помощи — вне логики, но в рамках правил, установленных Шариатом.
Только в случае необходимости, например, крайней бедности или чрезвычайных ситуаций, разрешается нести такое бремя. Но даже в этом случае необходимо наличие намерения и плана по освобождению. Все остальное проистекает из желаний и ведет к замкнутому кругу, который затягивает сердце и ограничивает рост.
Дорогие сестры и братья, если вы оказались в подобной ситуации, лучше всего начать с малого и быть последовательным. Альхамдулиллах, выход существует — не через золото или короткие пути, а через дисциплину, доверие и действие. Пусть Аллах дарует всем нам свободу от таких оков. Ассаламу алейкум.
Когда мусульманам разрешается брать долги?
Брать на себя финансовые обязательства разрешается только при трех определенных обстоятельствах, одобренных шариатом: для удовлетворения основных потребностей выживания, для обеспечения жилья или для спасения от непосредственного вреда, который невозможно устранить иным способом. Это не вопросы роскоши или желания — они подпадают под категорию الضرورة (необходимость), и любые другие мотивы, включая жадность или желание иметь то, что есть у другого, не являются действительным оправданием.
Первое условие — выживание. Если у человека нет еды, и нет другого способа ее добыть, тогда ему разрешено… просить финансовой помощи. Но даже в этом случае, как сказал Посланник ﷺ, «кто берет деньги у людей с намерением вернуть их, Аллах поможет ему, а кто берет их, чтобы растратить, Аллах погубит его». Об этом сообщается в «Сахих Бухари», «Книга о займах».
Вторым условием является получение крова для своей семьи, но только если нет другого выхода. Учеными было сказано, что это относится только к тем случаям, когда жизнь без него приводит к невыносимым трудностям. Но даже в этом случае, прежде чем прибегнуть к дайн, необходимо заручиться поддержкой мечети или местной общины. Мечеть Пророка была местом, где потребности удовлетворялись без обременения других неоправданными займами.
Третье условие — избежание реального вреда. Если кому-то угрожают или он не в состоянии заплатить штраф, который может привести к тюремному заключению или публичному унижению, то разрешён… поиск помощи в виде временной финансовой помощи. Но, опять же, это не должно быть продиктовано мыслями о страхе или беспокойстве без реальной причины.
Нужно глубоко задуматься: нужна ли мне эта помощь, или я просто хочу дорогие, не нужные мне вещи? В таких случаях следует сделать искреннее дуа — «اللهم اكفني بحلالك عن حرامك واغنني بفضلك عمن سواك» — попросить Аллаха дать вам то, что является законным, и защитить вас от необходимости полагаться на других. Это самый мощный шаг перед принятием любого решения, связанного с обязательствами.
Запрещено брать в долг с намерением не возвращать его. Пророк ﷺ отказался молиться джаназа за того, кто умер, задолжав другим и не планируя возвращать долг. Это не легкий вопрос. ديني — это не просто слово, оно отражает доверие между вами и Создателем, а не только между вами и кредитором.
Существует также аспект духовных последствий. Шей’ин (нечто) остается привязанным к вам до тех пор, пока вы не вернете долг. Вот почему сказано: нужно составить план, обсудить его с более знающими людьми в мечети и записывать все — каждую операцию, каждую сумму. Это не факультативно, это предписание Корана (Аль-Бакара, 282).
Итак, сестры! Прежде чем думать о каком-либо займе, помните: это должен быть последний случай, а не первый. Это должно быть по необходимости, а не по желанию. Если есть другой путь, вы должны воспользоваться им. Посланник ﷺ ясно предупредил нас: финансовое бремя остается даже после смерти. Не несите то, что не можете сбросить.
Ассаламу ‘алейкум ва рахматуллах. Думайте, советуйтесь, делайте дуа и будьте честны с собой и с Аллахом.
Шариатская точка зрения на перевод долга на другое лицо
Разрешается переводить обязательства с одного человека на другого при условии, что первоначальный кредитор согласен на такой перевод. Этот процесс, известный как «حوالة», признан в исламской юриспруденции и вытекает из многочисленных ахадисов и постановлений фикха. Согласно рассказу Абу Хурайры в «Сахих аль-Бухари», Пророк ﷺ заявил, что задержка выплаты долга богатым человеком является ظلم (проступком), но при этом одобрил законную передачу обязательств на оговоренных условиях.
Такой перевод финансовой ответственности должен гарантировать отсутствие дополнительного бремени, что согласуется с запретом риба. Помимо простой сделки, соглашение должно отражать взаимное رضا (согласие) и не приводить к ущербу или путанице. Ученые подчеркивали, что если передаваемое лицо признает обязательство и обе стороны согласны с ним, то переход становится обязательным. Это касается и даина (ديني), будь то серебро, золото или денежные знаки.
Ибн аль-Каййим уточнил, что передача действительна только в том случае, если новая сторона способна и хочет вернуть долг. В противном случае ответственность остается за первоначальной стороной. Выполнение таких обязательств является актом ибады, особенно когда человек освобождается от финансового бремени. Согласно хадису, переданному Абу Катадой, кто облегчит трудности мусульманина, тому Аллах облегчит его трудности в День воскресения.
Нужно быть осторожным при передаче такой ответственности в семье или общине, включая сделки между дорогими сподвижниками или связанные с мечетью (мечеть). Намерения должны оставаться чистыми, стремясь только к благословению Аллаха Та’аля. Помните пророческие слова: «Душа верующего остается в подвешенном состоянии из-за невыплаченных долгов, пока они не будут урегулированы от его имени» (Ахмад, Абу Давуд).
Такой подход — не лазейка для ухода от ответственности, а структурированное решение, признанное в фикхе. Наряду с благотворительностью и садакой, передача обязательств таким образом может быть законным средством избавления от тяжкого бремени, особенно если она мотивирована искренностью, а не уклонением.
Как практиковал третий халиф Усман ибн Аффан, такие договоренности должны сохранять достоинство и прозрачность. Независимо от того, касается ли это второй стороны, третьего лица или первоначального претендента, все должны соблюдать справедливость, избегая مظلمة. Таким образом, хотя действие фактически законно, оно должно совершаться с таквой и следованием повелениям Аллаха, никогда не нарушая справедливости и искренности.
Дуа для избавления от долгов: практическое обращение и использование
Первым шагом на пути к избавлению от финансового бремени является последовательное произнесение конкретной молитвы, которой учил Пророк Мухаммад ﷺ. Он говорил:
«اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْهَمِّ وَالْحَزَنِ وَالْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَغَلَبَةِ الدَّيْنِ وَقَهْرِ الرِّجَالِ».
Перевод: «О Аллах, я ищу у Тебя убежища от тревоги и печали, слабости и лени, трусости и скупости, от бремени обязанностей и от того, что люди одолевают меня».
Произносите это дуа каждое утро и вечер. Посланник Аллаха ﷺ лично рекомендовал его для тех, кого одолевает дيني.
Кроме того, после каждой обязательной молитвы добавляйте следующую мольбу:
«اللهم اكفني بحلالك عن حرامك وأغنني بفضلك عمن سواك».
Перевод: «О Аллах, дай мне то, что Ты разрешил, вместо того, что Ты запретил, и сделай меня независимым от всех других, кроме Тебя».
Такие призывы не являются магией; они требуют искреннего намерения, регулярности и действий. Кроме того, следует избегать финансовых привычек, укоренившихся в жадности, таких как накопление золота без закята или займы на предметы роскоши. Лучше всего, если дуа будет сопровождаться четкими шагами:
- Документируйте каждое обязательство перед Аллахом и отслеживайте сроки его выполнения.
- Установите приоритет погашения долга — откажитесь от несущественных вещей, пока не освободитесь от них.
- Обращайтесь за помощью к надежным мусульманам, но только в случае крайней необходимости.
Один из самых эффективных способов избавления — продажа неиспользуемых вещей или имущества. Не стесняйтесь обменивать материальные ценности на мир перед вашим посланником.
Как сказано в аятах Корана, возвращение долга — это акт справедливости. Пророк ﷺ предупреждал, что нерешенное долговое обязательство остается даже после смерти. Поэтому, дорогие братья и сестры, никогда не относитесь к обязательствам легкомысленно. Выполнение своих обязанностей лучше, чем добровольные акты поклонения.
Третье практическое действие: избегайте возобновления старых долгов путем новых заимствований. Не разрешено загонять себя в ловушку циклов дайн. Раскаивайтесь, планируйте и ищите законные источники дохода. Многие упускают из виду, что иногда первой помощью являются не деньги, а барака в том, чем вы уже обладаете.
Наконец, регулярно отдавайте небольшую часть на благотворительность — даже если это всего лишь свидание. Это защитит вас от бедности и откроет двери, о которых вы даже не подозревали. Аллах — лучший из кормильцев. Он хочет для вас свободы, а не рабства.
Три особые дуа для времени финансовых трудностей
Начните с первой молитвы, которой учил Пророк Мухаммад ﷺ и которая обращена к личному бремени: «اللَّهُمَّ اكْفِنِي بحَلالِكَ عنْ حَرامِكَ وأغْنِنِي بفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ». Перевод: «О Аллах, дай мне то, что Ты разрешил, вместо того, что Ты запретил, и сделай меня независимым от всех других, кроме Тебя». Это дуа следует произносить регулярно, особенно после обязательных молитв. Оно напоминает человеку о том, что полагаться нужно только на Аллаха, а не на мирские средства. Для тех, кто спрашивает себя: «Это долг? А разрешён ли он…?», то это правильное мышление, которое следует культивировать.
Второе дуа: Щит от тяжести заимствований
Постоянно повторяйте эту фразу, чтобы найти защиту от психологического и духовного воздействия финансовых обязательств: «اللهم إني أعوذ بك من الهم والحزن وأعوذ بك من العجز والكسل وأعوذ بك من الجبن والبخل وأعوذ بك من غلبة الدين وقهر الرجال» . Перевод: «О Аллах, я ищу у Тебя убежища от беспокойства и печали, от слабости и лени, от трусости и скупости, от тяжкого бремени обязанностей и от того, что тебя одолевают другие». Это было обычным дуа Посланника ﷺ. Более того, передается, что когда Пророк видел кого-то, кого одолевали мысли или ответственность, он рекомендовал именно эту молитву. Для сестер! и братьев, столкнувшихся с подобным случаем, это не просто формальность, а необходимость для душевной стабильности.
Третье дуа: Обращение за божественной помощью, когда все возможности исчерпаны
В ситуации, когда человек чувствует, что застрял и фактически не может выбраться, рекомендуется следующее дуа: «اللهم مصرف القلوب صرف قلوبنا على طاعتك». Хотя это слово часто используется в общем смысле, в контексте финансового напряжения оно помогает перенаправить мысли и желания человека в сторону от недопустимых решений. Перевод: «О Аллах, управляющий сердцами, направь наши сердца к Твоей покорности». Мусульманин должен избегать мер, которые не разрешено принимать Аллахом. Вместо того чтобы прибегать к отчаянным вариантам, например, брать кредиты под проценты, обратитесь к этому дуа, чтобы вернуть намерения в прежнее русло. Оно предназначено для тех, кто в противном случае мог бы спросить в мечети или в другом месте: «Могу ли я взять в долг, даже если условия сомнительны?».
Эти три дуа служат одновременно щитом и руководством. Помогайте аляму алейкум тем, кто сейчас испытывает трудности. Берите только то, что законно, возвращайте долг как можно скорее и помните: для каждой трудности есть облегчение, но только если путь соответствует тому, что было сказано посланником Аллаха. Пусть каждая молитва будет искренним призывом, а не речитативом. Не все, что доступно, разрешено; не все, что помогает, приносит пользу. Верьте в Аллаха и просите только лучшее — в этой и следующей жизни.
Одно важное предостережение о долгах в исламе
Дорогие братья и сестры, первое и главное правило относительно финансовых обязательств в исламе заключается в том, что любой долг должен восприниматься серьезно и выполняться без промедления. В шариате ясно сказано, что выплата того, что вы должны другому человеку, является обязанностью Аллаха. Второй аспект, который следует учитывать, заключается в том, что не все долги одинаковы: долг, взятый на законные нужды или для помощи ближнему, разрешен и иногда необходим, но брать в долг без намерения вернуть или создавать трудности для других строго запрещено.
Ассаламу алейкум, дорогие мусульмане! На самом деле лучший способ подходить к любым долговым обязательствам (ديني) — это искренность и ответственность. Шариат поощряет скорейшее избавление от финансового бремени, поскольку это освобождает человека как от мирских трудностей, так и от духовного бремени перед Аллахом. Не разрешается намеренно затягивать долги или пользоваться чужими трудностями. Помните, что человек, который дает вам в долг, доверяет вашей честности, и это доверие — от Аллаха.
Управление обязательствами в рамках Шариата
Лучше не влезать в долги, которые создадут долгосрочные трудности. Однако, если это неизбежно, всегда старайтесь выполнять свои обязательства своевременно. Концепция «финансового золота» (символизирующего ценность и доверие) на ваших плечах означает, что вы несете ответственность не только перед кредитором, но и, в конечном счете, перед самим Аллахом. Если вы столкнулись с трудностями, открыто общайтесь с кредитором и ищите законные решения, а не скрывайте или игнорируйте обязательства.
Заключительные мысли об обязательствах и их погашении
Помимо долгов, непосредственно причитающихся человеку, существуют и другие долги и обязательства, которые должны быть выполнены с искренностью. Нельзя уклоняться от ответственности или медлить, так как подобные действия приводят к шепоту Шайана, усугубляя ситуацию. Наши мысли всегда должны быть направлены на то, чтобы поскорее избавиться от бремени, сохраняя при этом благонадежность и выполняя повеления Аллаха. Пусть Аллах дарует нам легкость и успех в управлении нашими долгами, амин.
Исламские правила и этикет, связанные с долгами и их погашением
Своевременное выполнение финансовых обязательств — обязанность, которая подчеркивается в учениях Посланника (мир ему и благословение). Аят «Дайте полную меру и вес по справедливости; не возлагайте на душу бремя сверх ее возможностей» напоминает верующим, что брать на себя больше, чем можно погасить, запрещено. Следует избегать ненужных заимствований, вызванных жадностью или беспечностью.
Разрешается брать на себя обязательства, когда это действительно необходимо, особенно в трудную минуту или при недостатке средств. Милость Аллаха распространяется на тех, кто сталкивается с финансовыми трудностями и искренне ищет помощи. Руководство «Дини» разрешает оказывать такую помощь, но предостерегает от затягивания нерешенных обязательств.
Братьев призывают выполнять свои обещания, поскольку долги представляют собой серьезное доверие. Задержки с возвратом долга создают трудности для другой стороны и могут вызвать божественное недовольство. Пророк советовал торопиться с выполнением обязательств как самое важное благословение после веры.
В случае затруднений кредитор должен предоставить отсрочку без давления и эксплуатации. Третий принцип — милосердие в делах, избегание суровости, которая может привести к отчаянию. Это отражение духа мечети, где сходятся справедливость и сострадание.
Само слово «долг» нагружено предостерегающим смыслом; к нему не стоит относиться легкомысленно. Финансовыми обязательствами следует управлять с четким намерением и старанием, понимая, что чрезмерное заимствование чревато порабощением мирскими привязанностями. Общее руководство не рекомендует полагаться на других, если в этом нет реальной необходимости.
Чтобы достичь освобождения от таких финансовых уз, необходимы постоянная осознанность и активное планирование. Средство от этого — постоянный труд, разумное расходование средств и обращение к Аллаху за благословением через молитву и благотворительность. Возвращение долга — это не просто транзакционный акт, а духовное обязательство, влияющее на положение человека в этой и будущей жизни.