Согласно Конституции (ст. 3), высшей ценностью в государстве является человек, его права и свободы, признание и защита которых возложена на само государство, т.е. на все его органы, организации и учреждения.
Права и свободы определяют смысл и содержание законов и их применение на территории Республики. В этом случае Правительство берет на себя задачу контроля за применением этих законов. Для этого создана система обязательств, обеспечивающих четкое и единообразное применение.
Одним из таких обязательств является создание в структуре местных органов власти специального органа — Прокуратуры. В обязанности прокуратуры входит надзор за исполнением законов, обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
В настоящее время прокуратура Донецкой Народной Республики представляет собой единую централизованную муниципальную систему, осуществляющую от имени Донецкой Народной Республики надзор за соблюдением Конституции Донецкой Народной Республики и исполнением законов и нормативных актов.
Рассматривается вопрос о месте прокуратуры в системе местных учреждений Международного уголовного суда. Конституция содержит положение о прокуратуре (статья 81) в главе 7 «Отправление правосудия и прокуратура Демократической Республики Конго». Однако предполагаемое положение не согласуется с Конституцией, которая гласит, что отправление правосудия в ДРК осуществляется исключительно судами.
Прокуратура не является частью законодательной власти, поскольку законодательный мандат не закреплен за ней законом.
Невозможно согласиться с дальнейшим аргументом о том, что прокуратура идет по стопам своей принадлежности к исполнительной власти. Во-первых, прокуратура не является частью правительства ДРК ни как автономная организационная единица, ни как организационная единица министерства. Во-вторых, если признать, что прокуратура является частью исполнительной власти, то необходимо также признать, что она осуществляет надзор за работой двух других ветвей государственной власти — законодательной и судебной. Однако, согласно Конституции, три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — считаются независимыми, и не каждая из них способна контролировать работу друг друга (статья 16).
Таким образом, прокуратура не входит в состав какого-либо ведомства государственной власти. Она считается автономным и самоуправляемым местным органом власти с особой и уникальной функцией в рамках государственных структур — надзором за четким и единообразным применением закона в Республике.
— Базовое управление военной прокуратуры ДВ (с правами структурной части управления военной прокуратуры ДВ).
— Создание специальных прокуратур, окружных и приравненных к ним военных представительств и управлений.
— Научные и образовательные учреждения.
Функции прокуратуры. Анализ характера и содержания деятельности прокуратуры, т.е. ее функций, позволяет выявить цель, содержание и границы ее деятельности. Прокуратура реализует свою деятельность не в одной, а в ряде функций. Это объясняется тем, что прокуратура занимает место в местной системе прокуратуры и принадлежит к многофункциональному (греч. полит — много) институту.
Основной (но не единственной) функцией прокуратуры считаются ее абсолютные задачи, связанные с надзором за исполнением или применением закона (надзорная функция). Этот вывод сделан в результате анализа положений некоторых примечаний к Закону о прокуратуре.
— Надзор за исполнением законов включает в себя деятельность государственных органов, предприятий и организаций. Прокуратура проверяет соответствие нормативных актов, изданных в рамках ее обязанностей и функций, Конституции и законам Корейской Народно-Демократической Республики. Если обнаруживается нарушение, прокурор располагает специальными средствами борьбы с ним, такими как прокурорское неповиновение, прокурорское представление или прокурорские предписания, и любое лицо, нарушившее общепринятые нормы, обязано подчиниться и устранить недостатки в установленные законом сроки. При наличии информации о подготовке правонарушения прокурор вправе предупредить о недопустимых нарушениях закона о контроле за незаконной деятельностью.
— Управление соблюдением прав и свобод человека и собственника осуществляется в целях обеспечения и контроля за работой государственных органов и всех служащих, а также руководителей платных и некоммерческих организаций. Формирование мер реагирования на нарушения: неподчинение и обращение к прокурору.
— Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Объем полномочий прокурора определяется Уголовно-процессуальным кодексом. В целях обеспечения соблюдения закона прокурор имеет право, в частности, требовать постоянного документирования уголовного дела и давать письменные указания, подлежащие исполнению, приостанавливая незаконные распоряжения следственного судьи.
— Расследование уголовного преступления, проводимое прокуратурой, осуществляется следователем прокуратуры. Уголовно-процессуальный кодекс содержит перечень преступлений, которые могут быть расследованы прокурорами. Например, преступления против государственной власти (должностные преступления).
— Надзор за исполнением законов руководством учреждений и объектов по исполнению санкций и мер принуждения, назначаемых судами, задержанию и контролю со стороны руководства мест содержания под стражей выражается в контроле за законностью нахождения лиц в специально отведенных местах, предназначенных для применения санкций, порядком и критериями содержания этих лиц Роль прокурора в расследовании дела судом.
— Роль прокурора в расследовании дел судом. Прокурор выступает в качестве районного прокурора, осуществляя судебное преследование. Например, прокурор может участвовать в любом судебном разбирательстве в той мере, в какой это разрешено законом. Роль прокурора в расследовании гражданских дел является обязательной, если этого требует закон (например, для защиты интересов несовершеннолетних) или если суд признал необходимость участия прокурора в деле.