В соответствии со ст. 21 Закона об ОРД надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возлагается на Генерального прокурора РФ и уполномоченного им Генерального прокурора. Данное положение определяет Генерального прокурора Российской Федерации № 56 от 25. 04. 2000 г. 56 от 25. 04. 2000 г. Согласно указаниям, содержащимся в указанном приказе, и в соответствии с требованиями закона соответствующим приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначены уполномоченные прокуроры в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в управлениях ключевых военных ведомств. Прокуратура.
Назначенные прокуроры своими приказами уполномочивают нижестоящих прокуроров на осуществление штатной и надзорной деятельности в соответствующих прокуратурах.
Прокуроры составных частей Российской Федерации и соответствующие прокуроры транспортных, военных и других специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. Каждый прокурор определяет ответственного за ведение картотеки документов уголовного дела.
Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОЭА, и сотрудники органов государственной службы, ответственные за ведение учета документов ОЭА, должны требовать соответствующего разрешения службы безопасности на использование документов ограниченного доступа.
Разрешения на работу с документами выдаются в соответствии с Директивой о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации п. 1050 от 28 октября 1995 года.
Работа с этими документами предполагает обязанность не разглашать сведения, полученные прокурором при исполнении служебных обязанностей. Прокурор несет персональную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе оперативно-розыскной деятельности или содержащихся в соответствующих документах и материалах, и за отнесение сведений к государственной тайне или сведениям коллективной тайны, составляющим государственную тайну, в соответствии с Законом № 5485-1 от 21 июля 1993 года о регистрации 1993 года «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне). 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» («Закон о государственной тайне»).
Проверки исполнения закона о внутреннем управлении должны проводиться только лицами, непосредственно ответственными за выполнение этих обязанностей.
Копия приказа, содержащего список утвержденных прокуроров и список лиц, ответственных за ведение дел о печальных документах или выдержках из них, направляется руководителю органа EDA.
Совместная директива Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18. 04. 2002 № 20-27/10 «О прокуратуре по исполнению Федеральной службой безопасности законодательства об оперативно-розыскной деятельности», прокурор обязан иметь при себе соответствующий проверке приказ, и он обязан его исполнить. Органы Федеральной службы безопасности. Доверенность оформляется на официальном бланке прокуратуры. В ней указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные об оценке благонадежности и, при необходимости, иные сведения, предусмотренные регламентом службы.
По утверждению прокуратуры, полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания, следствия и предварительного следствия определяются Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.
При проведении проверок, восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, устранении иных нарушений закона, допущенных сотрудниками органов внутренних дел, уполномоченный прокурор обладает следующими правами.
— Знать подлинники оперативно-служебной документации, в том числе оперативные протоколы, материалы проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы, а также служебные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок их изучения. Оперативно-служебная документация, необходимая для осуществления надзора за исполнением законов об уголовном розыске,
— письменные объяснения сотрудников органов внутренних дел, допустивших нарушения закона.
— Давать письменные указания о применении конкретных оперативно-розыскных мероприятий или их прекращении,
— Оспаривание незаконных и необоснованных решений руководителя службы, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность.
— Отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (следственного органа) о передаче уголовного дела, вынесенные в целях реализации результатов исследования
— Оспаривать противоречащие закону официальные юридические действия, изданные руководителем учреждения, осуществляющего научно-исследовательскую деятельность,
— вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками учреждения, осуществляющего деятельность в сфере внутренних дел,
— требовать от руководителя учреждения, осуществляющего деятельность в сфере внутренних дел, отстранения подчиненных от дальнейших оперативных проверок в связи с допущенными нарушениями закона.
— Оформлять чеки при выявлении признаков уголовного преступления в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса,
— подать жалобу в суд, рассмотрение которой относится к исключительной компетенции судьи.
В случае пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченный прокурор должен направить указания лицу, ответственному за расследование, или старшему по званию и установить срок исполнения.
В случае нарушения органом (работником) естественных и юридических прав и законных интересов при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченный прокурор обязан в соответствии с законом принять меры к их устранению и возмещению причиненного ущерба. .
В зависимости от обстоятельств незаконный отказ в предоставлении документов должен рассматриваться прокуратурой либо как неудовлетворение требований прокурора, либо как воспрепятствование законной деятельности. Прокуроры в этих случаях при наличии оснований должны принять меры к возложению ответственности на виновное должностное лицо, в том числе уголовной, в установленном законом порядке.
Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, должны использовать предоставленные им полномочия для пресечения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при производстве оперативно-розыскных мероприятий и принятия мер по реабилитации. Своевременность. Руководитель уполномоченного прокурора обязан обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в документах и материалах, представленных надзорным органом внутренних дел.
Уполномоченный прокурор несет персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений, касающихся сведений, составляющих государственную тайну.
Надзор за ОРД: Роль прокуроров в оперативно-розыскной деятельности
Организация: цпу им. л. н. толстого
Населенный пункт: тульская область, г. тула, россия
Одним из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью являются оперативно-розыскные мероприятия («печальные»), которые должны проводиться только с учетом законодательных требований. Оперативно-розыскная деятельность дает возможность узнать о тщательно скрываемом уголовном преследовании. Однако деятельность бизнес-структур не всегда соответствует нормам закона. Поэтому надзор со стороны прокуратуры в этой сфере крайне важен. Это обеспечивает защиту прав и свобод граждан, вовлеченных в данный процесс, а также контроль за соблюдением нормативных правовых актов органами ОРД.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами порядка — это прокурорская деятельность, осуществляемая от имени государства и направленная на объединение и укрепление интеграции. [4, с. 4] оперативно-розыскной деятельности сотрудников, включающий контроль за соблюдением прав и свобод человека, налаженным процессом разрешения заявлений и сообщений о готовящихся и готовящихся преступлениях, применением оперативных мероприятий, законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами ОРД осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им прокурорами [3, ст. 21]. В задачи прокуратуры входит поддержание верховенства закона, единства и законности, защита прав граждан и обеспечение защиты интересов общества и государства [2, ст. 1]. Для достижения этих целей на прокурора возложены следующие задачи
Рассмотрим понятие «поисковая деятельность». Это вид деятельности, который может быть выявлен и засекречен хозяйствующими субъектами в пределах ответственности путем проведения оперативно-розыскных мероприятий по защите граждан от преступной деятельности [4, 6]. Следует отметить, что данная деятельность является принудительной, поскольку осуществляется при достижении цели, поставленной иными правовыми средствами.
Прокурор должен реализовать свои полномочия по контролю за соответствием деятельности целям и задачам их реализации и решениям об увольнении, а также целям и задачам предназначения. Особое внимание следует уделять деятельности, ограничивающей конституционные права граждан. Для этого рассмотрим различные виды мероприятий оперативного вмешательства, например почтовые, телеграфные и иные сообщения. Подобные действия могут осуществляться только на основании судебного решения. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на тайну, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [1, ст. 23].
Как видно, данная деятельность затрагивает конституционные права граждан. Это еще раз доказывает, что уголовное преследование в данной сфере просто необходимо. Именно руководство прокуратурой определяет ее значение в жизни общества и государства.
Таким образом, к сожалению, сущность прокуратуры заключается, с одной стороны, в защите прав, свобод и интересов участников этого процесса, а с другой — в нормативно-правовых актах, которые должны способствовать борьбе с преступностью. Прокурор должен способствовать выполнению мандата приказа по борьбе с преступностью и в то же время контролировать законность применения этой деятельности. Во-вторых, субъекты ОРД обязаны выполнять поручения прокурора, соблюдать закон, уважать права и свободы граждан и повышать эффективность своей деятельности. Только благодаря эффективной работе прокурора и порядка проведения ОРД можно добиться положительных результатов в борьбе с преступностью.
Список источников и литературы.