Журналист может быть привлечен к уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, только при наличии специального допуска к ним в порядке, установленном «Законом о государственной тайне» (статья 21).
В этом случае преследованию подлежит не лицо, сообщившее информацию, а лицо, передавшее ее или допустившее ее разглашение, если оно узнало о ней случайно или без соблюдения предусмотренного законом разрешения и разгласило ее. Сделайте это. Сделайте соответствующую запись. .
Однако в примечании 4 к Закону о глобальных СМИ говорится, что в случае утечки государственной тайны через каналы глобальных СМИ последним может быть вынесено предупреждение, т. е. учредитель или редактор (главный редактор) может быть привлечен к ответственности. (Главный редактор) несет административную ответственность.
Как ограничивается доступ к информации
Вопрос о доступе признает и конкретизирует все сложности в отношениях между властью, прессой и обществом. Власти продолжают действовать с «позиции силы». Сами правительства, провозглашая во всем мире свободу информации, регулярно не соблюдают ее и пытаются заранее решить, что допустимо и какой уровень информации нужен обществу.
Муниципалитеты, организации и компании по закону обязаны действовать в соответствии с принципом прозрачности, и хотя передача информации является обязанностью, а не правом сотрудников, этот принцип необходимости часто отражается в поведении государственных органов, организаций и компаний. Последователи власти. Затем он понимается и интерпретируется на основе личных установок и ориентаций, обычно с учетом интересов своего сектора или организации. Такое отношение проявляется во всех формах нарушения прав журналистов.
Стремление к усилению контроля над содержанием информации, предоставляемой обществу через СМИ, наглядно отразилось в ряде нарушений, включая ранее полученные отказы в предоставлении запрашиваемой информации, ограничения на доступ к документам и материалам, не относящимся к конфиденциальной информации, и запреты на участие сотрудников в СМИ. Компании, учреждения и организации, предоставляющие корреспондентам информацию, не являющуюся охраняемой законом тайной.
Предпочтительным методом администрирования информации является засекречивание документов, которые не содержат информации, не подлежащей обнародованию, без каких-либо оснований для этого. Для этого в документах придумываются и определяются различные ограничительные классификации, не предусмотренные законом, и под этим предлогом корреспондентам отказывают в доступе к интересующим их материалам.
По этим причинам Дума отказалась предоставить редактору печатного издания «Троицкий вариант» информацию об исполнении годового бюджета. Управление общественных связей администрации Орловской области также категорически отказалось предоставить журналистам еженедельной газеты «Экспресс-Хроника» экономическую статистику по региону, сославшись на классификацию «не для публикации».
В том же регионе председатель комитета по связям со СМИ категорически отказался предоставить телеканалу «Ва-Банкъ» (Орел) информацию о предыдущих отказах в направлении корреспондентов в облсовет, заявив, что «Ва-Банкъ» и раньше отказывался направлять корреспондентов в облсовет. Ва-Банк» исказил информацию о деятельности СМИ.
Аналогичный случай произошел в Екатеринополе. Уральское региональное контрольное управление и Центральное контрольное управление при Президенте РФ представили запрошенную редакцией печатного издания «Дискуссии и прецеденты — Урал» информацию о выполнении Указа Президента РФ. О дополнительных мерах государственной защиты военнослужащих, поступивших на службу по призыву в воинские части Министерства внутренних дел Российской Федерации» не предусмотрены. .
Президент компании «Ростовертри» категорически отказался предоставить корреспонденту информацию о том, по какому предлогу на площадке Ростовской АЭС на Дону после работ по ликвидации загрязнения, вызванного трагедией на АЭС, находится чернобыльский вертолет. С другой стороны, важность такой информации для общественности не вызывает сомнений, поскольку последствия чернобыльской катастрофы до сих пор влияют на жизнь миллионов людей.
Зачастую они особенно не решаются предоставить информацию, когда корреспонденты устно просят их об этом. Так, начальник отдела по связям с общественностью администрации Курской области сказал журналисту. Вы, люди, практически не получаете никакой информации. Будем считать, что вы сюда не приезжали. Я ни с кем из вас не встречался». Чтобы избежать подобных конфликтов, следует осознанно относиться к заказам следующим образом Формальный письменный запрос выше, что упрощает функцию доказывания прецедентности самого запроса. Кроме того, положения данного обращения требуют от органа власти найти официальные причины отказа или задержки в предоставлении информации и объявить об этом в установленные законом сроки.
Подобные правонарушения были также зафиксированы в Сент. Часу Пику, репортеру газеты, не разрешили присутствовать на открытом заседании совета налогового ведомства. Пресс-секретарь объяснил это тем, что ранее в издании была опубликована статья под названием «Охота на генералов в стране бесстрашных копов», которая и вызвала его гнев.
Регионы, в которых происходят подобные нарушения, сильно различаются. Например, в Воронежской области ответственный представитель правительства выгнал корреспондента с заседания комитета по укреплению бюджетной и экономической политики за то, что тот мешал ему работать. По его словам, члены комитета хотели обсудить вопрос в неформальной обстановке, то есть была возможность «хотя бы покричать друг на друга», но корреспонденты «еще не решили, что писать».
Людмила Франценюк, ректор Липецкого научно-производственного университета ОАО «НЛМК», отреагировала гневно. Она пожаловалась на публикацию заметки в информационном бюллетене «Сегодня и завтра» и распорядилась, чтобы сотрудники этого издания не получали никакой информации из университета, а практически никакой. В разговоре с главным автором издания чиновница поддалась эмоциям. Она не стеснялась в выражениях, использовала грубую лексику, называла корреспондента «бедным» и «свободным человеком» и грозилась отомстить «клеветникам». газеты».
Также в Удмуртской Республике корреспонденту «Радио России» было отказано в присутствии на заседании городского совета после того, как члены совета на каждом заседании голосовали за передачу места корреспондента другому корреспонденту.
Часто даже те, кто придерживается этого принципа, не считают нужным объяснять свои выводы. Например, предварительно аутентифицированных отечественных корреспондентов, приехавших освещать расширенное заседание Совета министров РФ, не пустили в коридоры официальной резиденции. Подобные прецеденты наблюдались и в Волгоградской области, хотя и на другом уровне.
Иногда такое заключение может быть связано с особенностями или тенденциями предыдущих публикаций, как если бы они были санкциями или инструкциями для других. Иногда запрет вводится тайно, мотивируя это тем, что мероприятие переносится из большего зала в меньший, чтобы «отсечь» корреспондентов нежелательных изданий (Воронежская область).
Такой подход используется и в тех случаях, когда мероприятия переносятся на другое время без предупреждения. Например, журналистам из 10 редакций, собравшимся в здании администрации на пресс-конференцию кандидата в мэры Волгограда, было отказано во входе. Иногда это решение мотивируется надеждой и, прежде всего, заботой об участниках конференции, чтобы «не расстраивать присутствующих» (Москва, НТВ).
Право корреспондентов на посещение и присутствие ограничено, даже когда обсуждаются срочные вопросы, например, тяжелое экономическое положение компании. Председатель областного комитета Независимого профсоюза решил провести это собрание без прессы (Нижегородская область). К аналогичному выводу пришли и главы администраций Приморского края, не пустив своих корреспондентов на заседание чрезвычайной комиссии, занимающейся энергетической ситуацией в регионе.
Как видно из приведенных примеров, общий механизм контроля над информацией, предоставляемой респондентам, сохраняется даже при введении всевозможных комментариев и поощрений, а иногда и при их отсутствии.