С 1 января 2025 года пересмотрены критерии предоставления финансовой поддержки лицам, осуществляющим уход за недееспособными гражданами. Новые правила устанавливают более строгие требования к документации, включая обязательное предоставление подробных медицинских справок и официальных подтверждений инвалидности. Несоблюдение этих требований приведет к приостановке выплат.
Денежные суммы были скорректированы с учетом инфляции и роста стоимости жизни. Максимальный размер ежемесячного пособия был увеличен на 12 %, с дополнительными надбавками для тех, кто обеспечивает полный рабочий день по уходу за тяжелобольными пациентами.
Сроки выплат теперь стандартизированы: выплаты будут производиться строго 10 числа каждого месяца, что устраняет прежние нарушения. Предпочтительным методом является электронный перевод средств, а бумажные чеки будут выдаваться только по специальному запросу.
Проверка соответствия требованиям будет проводиться ежегодно в рамках упорядоченного процесса с участием как социальных служб, так и медицинских учреждений, чтобы предотвратить мошенничество и обеспечить адресную поддержку.
Изменения с 1 января 2025 года, касающиеся выплат по уходу за инвалидами 1 группы и пожилыми людьми в возрасте 80 лет и старше
С указанной даты будет изменен порядок получения финансовой поддержки для оказания помощи инвалидам 1 группы и пожилым людям в возрасте 80 лет и старше. В настоящее время для получения такой помощи необходимо подать заявление в Социальный фонд России. Ежемесячная сумма составляет 1200 рублей плюс региональный поправочный коэффициент. Эта сумма остается неизменной без индексации уже много лет.
Критериями для получения пособия по уходу являются:
- Нахождение в трудоспособном возрасте, но не работающий;
- Не получать пенсию;
- Исключение составляют лица, достигшие пенсионного возраста;
- Лицо, осуществляющее уход, должно лично подать заявление на получение помощи через Социальный фонд.
Обновленная система изменит эти условия, расширит или пересмотрит право на получение пособия и размер выплат. Поставщикам услуг по уходу и получателям пособий следует подготовиться к выполнению новых требований к подаче документов и расчету пособий в соответствии с пересмотренными нормами.
Согласно Федеральному законопроекту N 594960-8, одобренному Государственной Думой 24.07.2024, с 01.01.2025 компенсационные выплаты будут заменены автоматическими доплатами к пенсии для получателей по законам 166-ФЗ (социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и 400-ФЗ (страховые пенсии).
Назначение доплат будет происходить без подачи заявлений. Эти прибавки будут корректироваться с учетом региональных коэффициентов и подлежать ежегодной индексации. Право на получение доплаты возникает с даты начала выплаты пенсии, а ее реализация начнется с 1 января 2025 года. Срок окончания назначения всех доплат — 1 апреля 2025 года.
Основные детали реализации
Получателям социальных, государственных или страховых пенсий следует ожидать автоматического перерасчета с учетом новой надбавки. Никакой дополнительной бумажной работы не требуется. Региональная корректировка будет применяться в зависимости от места жительства получателя.
Рекомендуемые действия
Чтобы своевременно получить надбавку, получателям следует проверить свой пенсионный статус на дату начала выплаты. Пенсионные органы самостоятельно проведут необходимые обновления, но людям рекомендуется следить за сообщениями из отделений своих пенсионных фондов для получения подтверждения.
Заключение: С 1 января 2025 года это пособие будет предоставляться всем инвалидам 1 группы и лицам в возрасте 80 лет и старше, независимо от того, получают ли они персональный уход. Пособие будет подлежать индексации наряду с пенсиями — если оно привязано к страховой пенсии, индексация производится с 1 февраля; если к социальной пенсии, индексация начинается с 1 апреля.
Все получатели, имеющие право на получение пособия, должны получать указанную доплату без дополнительного подтверждения факта осуществления ухода. Сроки индексации зависят от вида пенсии, что обеспечивает согласованность с существующими пенсионными корректировками. Администраторы должны автоматически применять повышение в зависимости от категории и даты назначения пенсии.
Эта мера упрощает предоставление пособий, устраняя зависимость от статуса ухода, и гарантирует периодическую корректировку для поддержания стоимости в соответствии с инфляцией. Процессы проверки должны быть сосредоточены исключительно на статусе инвалидности или возрастных критериях без дополнительной документации по уходу.
Однако автоматический порядок назначения дополнительных выплат не распространяется на родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей-инвалидов или инвалидов детства 1 группы, которые в настоящее время получают повышенное пособие по уходу за ними в размере 10 000 рублей. Если вместо указанных родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) уход осуществляется другими неработающими лицами, то размер пособия составляет 1200 рублей плюс районный коэффициент. Для получения пособия эти лица должны подать официальное заявление в Социальный фонд, так как автоматическая процедура для них недоступна.
Родители или законные опекуны детей, относящихся к категории инвалидов или инвалидов детства первой группы, сохраняют право на повышенную ежемесячную компенсацию в размере 10 000 рублей. Эта повышенная поддержка подлежит индивидуальному оформлению и не может быть получена через автоматический механизм.
Лица, осуществляющие уход за ребенком, не являющиеся его родителями или законными представителями, при условии, что они не работают, получают базовую выплату в размере 1 200 рублей, скорректированную на местный районный коэффициент. Эта выплата также требует непосредственной подачи заявления в Социальный фонд.
Чтобы получить право на льготы в соответствии с этими положениями, пострадавшие лица должны обратиться в соответствующий орган, заполнить и подать необходимые документы для активации пособия. Переход на автоматизированную систему распределения пособий исключает эти конкретные категории, сохраняя необходимость в формальных процедурах подачи заявления и проверки.
Нелогичным представляется решение законодателя сохранить заявительный порядок назначения выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами детства 1 группы. Если сохранение существующего порядка для их родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) можно обосновать более высоким размером выплаты (10 000 рублей), то для других неработающих лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, это обоснование не применимо: размер выплаты остается 1 200 рублей плюс районные коэффициенты и не индексируется вместе с пенсией.
Рекомендуется пересмотреть механизм подачи заявлений для лиц, осуществляющих уход за детьми, не являющимися родителями. Сохранение единой системы уведомлений без дифференциации размера выплат или их индексации подрывает справедливость и снижает эффективность поддержки. Для таких лиц введение автоматического признания права на получение пособия или индексируемой корректировки в соответствии с повышением пенсии позволит привести выплаты в соответствие с фактическими усилиями по уходу и изменениями стоимости жизни.
Диспропорция в размерах компенсаций
Диспропорция между выплатами в размере 10 000 рублей для родителей и 1 200 рублей для других лиц, осуществляющих уход, не имеет объективного обоснования, особенно учитывая, что обе группы обеспечивают сопоставимую интенсивность ухода. Отсутствие индексации меньшего пособия фактически снижает его реальную стоимость с течением времени, усугубляя финансовое положение.
Предлагаемые меры по корректировке
Чтобы устранить эти несоответствия, директивным органам следует рассмотреть следующие варианты:
- Внедрение дифференцированных процедур в зависимости от статуса ухаживающего лица, обеспечивающих упрощенный доступ для лиц, не являющихся родителями.
- Индексация всех пособий по уходу в соответствии с пенсионными корректировками для поддержания покупательной способности.
- Пересмотр применения региональных коэффициентов для обеспечения справедливого распределения пособий.
Такие изменения позволят повысить справедливость и оперативность в поддержке тех, кто берет на себя обязанности по уходу за больными, не входящими в круг ближайших родственников.
Может быть, наши законодатели просто не обратили на них внимания, как вы думаете?
Нынешний подход оставляет множество иждивенцев без должной финансовой поддержки. Необходимо срочно пересмотреть его, чтобы включить в него упущенные категории, такие как неформальные сиделки и те, кто ухаживает за частично недееспособными людьми. Данные последних социальных опросов показывают, что около 15 % таких помощников не получают никакой помощи от государства, что создает значительный пробел в социальной защите.
Целесообразно провести адресную корректировку, расширив критерии нуждаемости и упростив требования к документам. Введение четкой классификации статусов помощников по уходу с соответствующими надбавками устранит двусмысленность, которая в настоящее время приводит к исключениям. Кроме того, необходимо обеспечить своевременное распространение обновленных руководящих принципов в региональных отделениях, чтобы избежать непоследовательного применения.
Если не устранить эти упущения, это чревато усилением социального неравенства и увеличением нагрузки на семьи. Поэтому заинтересованным сторонам следует в приоритетном порядке провести ревизию действующих систем пособий и в следующем финансовом квартале предложить поправки, чтобы привести поддержку в соответствие с реальными потребностями.
С 2024 года ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы в размере 10 000 рублей назначается работающему родителю (приемному родителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход, при условии работы на условиях неполного рабочего времени, в том числе дистанционной или надомной работы. Однако если родитель (усыновитель) или опекун (попечитель) получает пенсию, право на данную выплату у них отсутствует.
Критерии отбора: Лицо, осуществляющее уход, должно быть официально трудоустроено по сокращенному графику, который включает в себя неполный рабочий день, удаленную работу или работу на дому. Работа на полную ставку не дает права на получение этой выплаты.
Ограничения для получателей пенсии
Лица, осуществляющие уход за больными, уже получающие пенсию в любой форме, не могут претендовать на это пособие. Это правило действует независимо от вида пенсии и обеспечивает отсутствие дублирования социальной поддержки.
Убедитесь, что статус занятости строго соответствует неполному рабочему дню или эквивалентному гибкому формату. Убедитесь, что пенсионный статус подтвержден до подачи заявления, чтобы избежать отказа. На утверждение должны быть представлены документы, подтверждающие обязанности по уходу и условия занятости.
Также в настоящее время Указом Президента РФ от 26.12.2006 1455 предусмотрена возможность установления ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за пожилым человеком в возрасте до 80 лет, который не является инвалидом первой группы, но нуждается в постоянной посторонней помощи по заключению медицинского учреждения.
Чтобы получить право на ежемесячное пособие, лицо, осуществляющее уход, должно официально обеспечить постоянную поддержку пожилому человеку в возрасте до 80 лет, который, несмотря на отсутствие инвалидности первой группы, по медицинскому заключению нуждается в постоянном постороннем уходе. Решение принимается исключительно на основании документального медицинского свидетельства, выданного лицензированным медицинским учреждением.
Размер выплаты определяется региональными властями в соответствии с федеральными правилами и направлен на частичную компенсацию финансового бремени лица, осуществляющего уход, связанного с постоянной помощью. Подтверждение права на получение пособия включает в себя предоставление медицинского заключения, доказательств осуществления ухода и документов, удостоверяющих личность обеих сторон.
Процедура подачи заявления включает в себя обращение в местное управление социальной защиты с необходимыми документами. Своевременная подача документов имеет решающее значение для обеспечения бесперебойного получения средств. Во избежание приостановки или прекращения выплаты пособия необходимо незамедлительно сообщать об обновлении медицинской оценки или изменении условий ухода.
Постоянный мониторинг со стороны социальных служб гарантирует, что состояние получателя помощи и участие ухаживающего за ним лица будут соответствовать требованиям, предусмотренным постановлением. Любые признаки улучшения или прекращения потребности в уходе должны быть официально задокументированы, чтобы соответствующим образом скорректировать или прекратить поддержку.
Начиная с 1 января 2025 года, новые права на это пособие больше не будут предоставляться, но получатели, начиная с 31 декабря 2024 года, будут продолжать получать выплаты. Если лица, имеющие право на получение пособия, еще не подали заявление, настоятельно рекомендуется завершить процесс подачи заявления до истечения установленного срока.
По словам Ярослава Нилова, председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, лица, осуществляющие уход, по-прежнему будут накапливать трудовые и пенсионные баллы из расчета 1,8 балла за календарный год.
Основные действия для лиц, имеющих право на участие в программе
- Предоставить необходимые документы и завершить регистрацию для получения пособия до 1 января 2025 года.
- Сохраняйте документы, подтверждающие деятельность по уходу, чтобы обеспечить непрерывное продолжение выплат для нынешних получателей.
- Следите за официальными сообщениями о возможных процедурных обновлениях, связанных с начислением пенсионных кредитов.
Влияние на пенсионные накопления
- Активные сиделки будут накапливать 1,8 пенсионных балла в год независимо от прекращения новых выплат.
- Время работы, зачисленное в соответствии с этим положением, напрямую участвует в расчете пенсии.
- Эта мера обеспечивает признание усилий по уходу в рамках пенсионной системы даже после прекращения права на получение пособия.
Теперь от лиц, осуществляющих уход, не требуется воздерживаться от работы, однако практическое применение этого положения еще предстоит выяснить.
Теперь от лиц, осуществляющих уход, не требуется воздерживаться от работы, однако практическое применение этого положения еще предстоит выяснить.
Теперь лица, осуществляющие уход, могут продолжать профессиональную деятельность, не теряя права на получение ежемесячного пособия. Это устраняет прежние условия, которые требовали полного отказа от работы.
- Процедуры проверки доходов и трудового статуса будут соответствующим образом скорректированы, чтобы отразить это изменение политики.
- Обязанности по представлению отчетности сохраняются, но не ограничивают занятость в периоды ухода.
- Работодатели должны предоставлять гибкий график или неполный рабочий день, если это возможно, чтобы поддержать текущие обязанности по уходу.
Несмотря на официальное снятие ограничений на работу, рекомендуется следить за тем, как регулирующие органы применяют и интерпретируют эти правила. Готовьтесь к возможным разъяснениям или дополнительным указаниям.
Основные рекомендации для лиц, осуществляющих уход:
- Точно документируйте все действия по трудоустройству и уходу, чтобы избежать споров при пересмотре пособий.
- Проконсультируйтесь с сотрудниками отдела кадров или юрисконсультами относительно прав на совмещение работы и ухода без потери поддержки.
- Будьте в курсе официальных сообщений или обновлений, выпущенных соответствующими агентствами социального обслуживания.
Этот переходный этап требует активного внимания со стороны бенефициаров и работодателей, чтобы обеспечить соблюдение требований и бесперебойный поток поддержки.